?

Log in

No account? Create an account

a_zatvornik


Злобный оловянный солдатик >:(


Previous Entry Share Next Entry
Трудно быть доном Руматой. А еще труднее - не быть.
a_zatvornik
Забегая вперед, скажу сразу, что про фильм Германа "Трудно быть богом" слышал давно и примерно столько же ждал его выхода. Ибо авторы никуда не спешили - начали еще в 2000-м, а потом только "дорабатывали напильником" киноленту, причем сам режиссер при жизни закончить дело не успел. Такие дела.



Естественно, что картину будут сравнивать и сличать с фильмом 1989-го режиссера Петера Фляйшмана, совместного советско-французско-немецко-швейцарского детища, кое Стругацкие обфыркали. И будут сравнивать с самими Стругацкими, точнее, с книгой-первоисточником.

Официальный сайт фильма




Вообще, должен заметить, что не везет братьям-писателям на экранизации. Переубедите меня, назвав хоть одну удачную. "Сталкер"? Упасите, боги! Фильм великий, но от "Пикника на обочине" там осталось столько же, сколько в знаменитейшей и гениальной игре S.T.A.L.K.E.R., где бойцы группировки "Свобода" любят в бою выкрикивать последние строки из повести, "Свобода всем даром!"... но не в этом суть. Был великолепнейший фильм Лопушанского "Гадкие лебеди" - младший брат "Сталкера", я бы сказал. Но, опять-таки, получилось куда более готишно и сурово, нежели в книге, а уж про концовку я молчу вовсе. Бомбить мокрецов дано не каждому. А тех, из книги, попробуй еще разбомби.
Совсем уж не к ночи будь помянута дилогия "Обитаемый остров". Это массаракш. Хотя, по правде говоря, именно этот массаракш побудил приобщиться к книге.
Можно еще вспомнить N-ое количество менее известных фильмов.
Да, "Чародеев" вспоминать не хочу принципиально - это жуткое поющее барахло пусть само катится в Веселую башню.
Ах, так вот. Фильм Алексея Германа.

Часто можно слышать про сие творение, как про "кино не для всех". И это хорошо - потому, как что бывает при попытках снять "кино для всех", мы говорили выше, а некто Е.Баженов на эту тему регулярно соловьем заливается.
На самом деле, в первом (а также и втором, и третьем ...) приближении, недостатков у фильма практически нет.

Обилие крови (черно-белой) в фильме тоже едва ли наблюдается.



Вот дерьма вперемешку с грязью и висельников, политых водой с рыбьей чешуей (чтобы птицы прилетели и глаза выклевали) - этого хватает.



Тема дерьма раскрыта в фильме столь полно и с душой, что оное кинополотно сразу же напомнило мне некоторым образом культовый фильм Басковой "Зеленый слоник". Я даже немного удивился, что за все немалое экранное время никто не обратился к дону Румате со словами: "Братишка! Я тебе покушать принес".



Кстати, фильмы эти роднит не только раскрытая тема дерьма, вывороченных кишек и прочего непотребства.
Роднит атмосфера.

Та самая атмосфера, которую прнес в эти наши рунеты кумир молодежи Вонни Бух.



Для сравнения - пара кадров из фильма:







И этому есть одно логическое объяснение: реализм.

Во-первых, дело происходит, как ни крути, в средневековом мире. Любой, кто мало-мальски интересовался вопросом быта тех времен, знает, что Средние века - это не только благородные дамы, долбестные рыцари, белые розы и славные турниры. Средние века - это узкие улочки (СНиП-ов и противопожарных норм в те времена не знали), которые только в крупных городах мостили булыжником, и то не везде - смекаете, почему - и в нашей стране тоже - основным видом обуви исторически был высокий сапог?
Средние века - это антисанитария. Если еще в какой-нибудь Японии хлюпающие по дорожной грязи самураи залезали в бочки с горячей водой по любому удобному поводу, то вот в Европе считалось, что мыться и заботиться о телесном - дело неблагочестивое и даже греховное. Помните, был такой славный орден рыцарей Храма Господня, они же Тамплиеры? Так вот, вступая в тамплиеры, новоиспеченный брат давал обет никогда больше не мыться и не снимать кожаных портков. Устав запрещал.

В то богобоязненное и благочестивое время, когда Церковь, наконец, укрепилась на землях, несколько удаленных от Святой земли, твердо знали: все болезни насылает Господь за грехи наши, дабы сквозь боль и страдания в этой жизни сохранить нас для жизни вечной - и лучше сгнить в опарышах, нежели погубить свою бессмертную душу.

"Вспомним страдания святых мужей Бога ради, их различные недуги и болезни, и терпение с благодарением, не призывавших к себе ни чародеев, ни кудесников, ни волхвов, ни травников, никаких бесовских врачевателей, но все упование возлагавших на Бога, с благодарением претерпевая ради очищения от грехов своих и наслаждения вечными благами, как долготерпеливый праведный Иов и нищий Лазарь, который пред вратами богатого в навозе лежал, гноем и червями снедаем, а ныне на лоне Авраамовом почивает; и как Симеон Столпник сам гноил тело свое, червями пенясь; и многие праведники, Богу угодившие, всякими болезнями и различными недугами страдая, с благодарением терпели спасения ради души своей и жизни ради вечной, и теми скорбями вошли в Царство Небесное, многие и богатые и бедные христианского рода, всяких чинов: и княжеского, и боярского, и священнического, и монашеского — различными болезнями и недугами страдая, всякими одержимы бывали скорбями, и обиды терпя Бога ради, и прося у Бога милости, уповали на помощь Его."
Домострой. С сайта "Библиотека православного христианина".

Посему мытье есть ни что иное, как пижонство и чрезмерное внимание к своему телу, источнику греха и срама, и думать, будто это связано со здоровьем - язычество и ересь, см. выше.



Еще славное средневековье - это когда гнилой западный либерализм еще не изобрели даже в гнилом и далеко не либеральном Западе.
Поэтому в ходу были духовные скрепы, а непременным атрибутом ландшафта были не первой свежести трупы, болтающиеся на веревках то тут, то там.

Сразу вспоминается шикарнейший фильм "Кровь и плоть" с неподражаемым Рутгером нашим Хауэром, где одна из самых милых сцен воркования влюбленной пары происходит на лесной опушке, у ног висельника. И дело не в том, что эти вблюбленные такие же отморозки, как автор сих строк. Просто создатели фильма "Кровь и плоть" тоже учили матчасть.



Это как с моими любимыми викингами. Да, они (отдельные их представители) считали, что во время "турпоездки" в прибрежный город подбросить младенца в воздух и разрубить его на лету - хорошая, остроумная шутка. НО - НО! - при всех ужасах, которые о них писали европейские монахи, найдите-ка мне на карте мира того времени народ, который вел себя иначе. Правда, про тех же скандинавов арабский путешественник с отвращением писал, что оные типы имеют варварский обычай каждое утро умывать лицо и волосы, а мужчины красят глаза углем. Впрочем, викинги и их обычаи - тема отдельная. Я тут много интересного могу поведать, но в другой раз.

Суть же в том, что тесные жилища и улицы, где без сапог и делать нечего; выливание помоев из окна и свалки "где придется", нужники вида "дырка в полу второго этажа с выходом на улицу" и публичные казни - это просто правдивое отображение повседневных реалий.



А еще... как бы вам сказать... мы ведь все прекрасно понимаем, что "Трудно быть богом" писалось не для населения вымышленного Арканара.

Тут вот какое дело - пока "гей-ропа" с ее обамами пытается совратить русскую душу сыром и яблоками, в богоспасаемой России по-прежнему чтут освященные веками традиции: человеческое достоинство и человеческая жизнь здесь по-прежнему стоят чуть менее, чем ничего.

Как говорится, "человек, его права и свободы, в России являются высшей ценностью" - гласит Конституция, и все мы знаем имя и фамилию этого человека.
С остальными же людьми жлобство и пофигизм почитаются за нормальную форму отношений, а требовать уважения и соблюдения законов именуется "качанием прав", "залупанием", "стукачеством" - в общем, покушением на самое святое в стране, душу и плоть которой в наше время составляют закоренелые уголовники, дорвавшиеся до власти.

"Там, где торжествует серость, к власти всегда приходят чёрные"

Занятно, как в 60-х Стругакцие умудрились очень точно описать современную Россию - что "страну неизвестных отцов", что Арканар, где ровно столько же, сколько существует фильм Германа "Трудно быть богом", правит и ведет русский мир орел наш дон Путин. Не я первый подметил описание оного на страницах книги:

"Дон Рэба, дон Рэба! Не высокий, но и не низенький, не толстый и не
очень тощий, не слишком густоволос, но и далеко не лыс. В движениях не
резок, но и не медлителен, с лицом, которое не запоминается. Которое
похоже сразу на тысячи лиц. Вежливый, галантный с дамами, внимательный
собеседник, не блещущий, впрочем, никакими особенными мыслями...

Три года назад он вынырнул из каких-то заплесневелых подвалов
дворцовой канцелярии, мелкий, незаметный чиновник, угодливый, бледненький,
даже какой-то синеватый. Потом тогдашний первый министр был вдруг
арестован и казнен, погибли под пытками несколько одуревших от ужаса,
ничего не понимающих сановников, и словно на их трупах вырос исполинским
бледным грибом этот цепкий, беспощадный гений посредственности. Он никто.
Он ниоткуда. Это не могучий ум при слабом государе, каких знала история,
не великий и страшный человек, отдающий всю жизнь идее борьбы за
объединение страны во имя автократии. Это не златолюбец-временщик,
думающий лишь о золоте и бабах, убивающий направо и налево ради власти и
властвующий, чтобы убивать. Шепотом поговаривают даже, что он и не дон
Рэба вовсе, что дон Рэба - совсем другой человек, а этот бог знает кто,
оборотень, двойник, подменыш..
"

Так что, дорогие мои, погружаться в атмосферу особо не приходится - она никуда и не девалась, просто мы с вами принюхались.



По крайней мере, некоторые. Некоторых от этой "своей атмосферы" все еще коробит - таких орел наш, рыцарь дон Рэба называет национал-предателями, а телевидение из серой башни именует "пятой колонной".

Будучи снят еще в начале "нулевых", фильм вышел только в прошлом году - и, надо заметить, это весьма кстати. Фильм вышел - и сразу оказался на своем месте, пришелся ко двору. К счастью, обильно воссозданная авторами средневековая матчасть не совсем позволяет спутать кино с документальными съемками "из жизни Замкадья".

"Здешние серые замки привели к мысли о начале Возрождения... но Возрождения здесь не было — была реакция на то, чего почти не было...



Реакция началась с разгрома университета — а так, как университет был еще и образом мыслей, охота шла за образом мыслей: умниками, книгочеями, талантливыми ремесленниками.



Серые платки, серые роты, сам министр в сером — все под цвет местного строительного камня, кстати, дрянного."



Впрочем... кто его знает, что будет дальше - у них там, случаем, еще экранизаций Стургацких на полках не завялалось?

Возникает непременный вопрос: а хорошо ли передана книга?
Вопрос сколь вечный, столь и глупый.
Книга и фильм в таких случаях, как правило, это отдельные произведения.
НО
Основные моменты книги в фильме изображены "на ура".
Отдельные ключевые мысли вложены в уста главных героев.

-= !!!СПОЙЛЕРЫ!!! =-

Немало радует, в сравнении с фильмом 1989-го, что сама сцена пресловутой "арканарской резни" не показана и не смакуется. Ибо не о том сказ.
Скажу больше.
Финальные сцены Руматы, который, как говорит закадровый голос, во сне часто плакал от того, что ему снится, как он убивает ... это и гений Ярмольника, и гений режиссера, сценариста, оператора... кстати, операторская работа в фильме достойна отдельного упоминания и в значительной мере обеспечивает то самое погружение в атмосферу.



"Господи... пожалуйста... если ты есть... останови меня" - говорит Румата, надевая на голову грязный шлем с рогами.

Не показана брутальная сцена резни, но показаны ее брутальные последствия. Показано, как другие "ученые под прикрытием" пробираются по заваленным трупами улицам Арканара.
И как Румата из мутных вод канавы приветствует их жизнеутверждающим и мрачным "Видишь, как я тут научился!?"

Что в фильме добавлено щедро и "от себя", так это некоторые детали, связанные с участием в истории крестьян-повстанцев (между Аратой-горбатым и Руматой происходит интереснейший диалог на тему того, можно ли изменить их жизнь путем смены власти).

Кроме того, если уж докапываться до мелочей, то история арканарской резни в мире Полудня положила начало институту прогрессоров - на той самой ниве трудился Рудольф "Странник" Сикорски, когда юный и смуглолицый землянин Максим Каммерер потерпел крушение на планете Саракш.

В фильме 1989-го развелеслое выпиливание населения Арканара при помощи бластера было самым бесцеремонным образом прервано вмешательством добрых людей в белых одеждах из летающей тарелки земного производства.

У Германа же "дон Румата" ... остался богом. Местного значения. Ездит со свитой, безуспешно требует снять со своего любимого раба колодки, отбивается от желающих прикоснуться к его чудотворному телу в старом свитере или получить взгляд его чудодейственных глаз в очках. Играет на маленьком гнусавом средневековом кларнете, чтобы развеять тоску, и со словами "НУ ТЫ ОХРЕНЕЛ!?" комментирует привычку свиты осыпать его зерном. Бог, все-таки.

А богом быть трудно. Вышел он однажды из дома, и больше никогда не вернулся - совсем, как тот очень умный табачник с Табачной улицы, о котором все время вспоминает его любимый раб Муга.

-= КОНЕЦ СПОЙЛЕРОВ =-

В общем, как вы сами могли понять, фильм мне очень понравился. Сразу попал в категорию "любимое". Смотреть можно с любого места и сколько угодно раз.

Ибо радует сердце и бодрит дух,





"Место чудное. Хочешь, поэта сюда перевешу, а?"




  • 1

Подземелье Ведьм - это Можейко И.В.

Мне фильм Германа крайне не понравился (кроме одного короткого эпизода в финале), но я не о Германе дискутировать зашёл.
Автор - фильм «Подземелье ведьм» это цикл о Андрее Брюсе, звёздном капитане, Можейко Игоря Всеволодовича. (К. Булычёв)
Совсем другой автор, другие фантастические миры, абсолютно иная философия, чем у АБС. У Вас _явная, фактологическая, ошибка_ - исправьте, пожалуйста.

Re: Подземелье Ведьм - это Можейко И.В.

Ох, спасибо большое!

  • 1