?

Log in

No account? Create an account

a_zatvornik


Злобный оловянный солдатик >:(


Previous Entry Share Next Entry
Записная книжка язычника: о колоколе
a_zatvornik
Колокол является одним из важных ритуальных инструментов во многих мистических традициях, и Викка тут не в коей мере не исключение.
В общем и целом, колокол не является необходимой частью обрядов - таких частей, если вдуматься, вообще нет - но его использование помогает проводить самые разные действия в Круге, от празднований Саббатов до простейших медитаций.



Обрядовое использование колоколов стабильно наблюдается в европейских культурах и также у народов Азии, хотя в исламской и иудейской культурах распространения не получил.

Отдельный интерес нам представляет колокол "дильба", широко используемый в тантрических практиках, в частности, буддизма Ваджраяны, где идет в паре с коротким жезлом,
называемым ваджра - вместе они образуют минимальный алтарь практикующих тибетских, тувинских и монгольских монахов, причем их пара воплощает в себе "полюса" мироздания, а также начала в нашем разуме, где ваджра символизирует рациональный ум, а дильба - интуитивную мудрость.



В Викке колокол имеет несколько функций, которые можно условно разделить на оккультно-магические: очищение пространства, призвание стихии Воды и исцеление; и функции музыкального инструмента, звук которого задает ритм ритуала и, отмечая переход от одной части обряда к другой, ведет наш разум по спирали ритуальных действий.

Надо заметить, что хорошо знакомая нам форма колокола или колокольчика - далеко не единственная употребляющаяся.

В Японии и ряде других стран с преобладанием буддистской культуры получил распространение "колокол-чаша". Такие колокола широко известны в качестве "поющих чаш".




Такой колокол, в частности, отмечает начало и конец медитаций. Другой оригинальный вариант - гималайский - это пара тарелочек "тингша", которые внешне напоминают античные кротали, но гораздо тяжелее их. "Тарелочки" настраиваются на разную высоту - поэтому в паре их звук "плавает" и вибрирует, а по отдельности, поджимая их руками, можно извлекать звон двух разных высот.



Кроме того, старая добрая традиция говорит, что в качестве колокола всегда можно использовать чашу (в т.ч. с водой) или котел. Единственное, что следует иметь в виду - бить по керамической или фарфоровой посуде металлическими предметами (вроде атема) крайне не рекомендуется.

Традиционный материал колокола - металл, причем тут существует много мнений по поводу предпочтительного состава. В целом, можно дать следующие практические советы:

 - подбирая колокол, полезно иметь в виду, что чем тоньше стенки - тем звук более звонкий, короткий и "легкий", тогда как более толстые и тяжелые колоколы дают густой, тягучий и долгий звон.

 - звук и удобство, все-таки, важнее внешних качеств. Даже самый красивый и "волшебный" колокол с драгоценными камнями и фигурами фей будет бесполезен, если звучит, как старое дырявое ведро. По этой же причине не надо гнаться за дешевизной: увы, но многие "колдовские колокольчики", хотя приятно блестят хромом и имеют красивые пентаграммы на боку, звучат, мягко говоря, паршиво и бесстыдно дребезжат. Кстати, это же повод не заказывать колокола "в слепую".

 - хорошо знакомые в России "валдайские колокольчики"  не рекомендую. Звук у них неплохой, но уж очень высокий и звонкий - во время ритуала он отчаянно режет слух и мешает сосредоточиться.

 - как ни смешно в свете трех предыдущих пунктов, но "на безрыбье" сойдет и колокольчик для донки из рыболовного магазина. Серьезно. В конце концов, они делаются из соображений "чтоб было слышно", а не в качестве алтарного украшения. Если приделать к ним деревянную ручку - так и вовсе замечательно, а еще их можно прикрутить на бубен/одежду/жезл.

 - глиняные колокольчики неплохи, но уж очень хрупки.

 - чаша с водой, как уже говорилось, традиционный и годный аналог; меняя количество налитой воды, можно незначительно менять высоту звука. А в воду можно капнуть масел...

 - хорошей альтернативой также является ветка, на которую примотаны небольшие колокольчики и бубенчики, или систрум - древнеегипетский инструмент в виде рогатки, между рогами которой на нитках или стержнях нанизаны тарелочки. Только не ждите от них долгого тягучего звона, естественно.

 - Удобнее всего держать колокол указательным и большим пальцем, причем, если вам нужно заглушить его - можно быстро и удобно прислонить ладонь или наклонить колокол в бок. Это часто требуется, чтобы избежать лишнего звона, когда кладете колокол обратно на алтарь или ходите с ним.

 - Если колокол слишком тяжел или имеет длинную ручку, можно держать его в кулаке - колоколом вниз - и тогда звон полугается долгим, а глушить его можно наклоном вбок либо второй рукой. Если держать колокол язычком вверх, звон получается коротким и отрывистым. Но лучше таким манером вообще не звонить, поскольку язычок неизбежно будет елозить по стенкам с громким лязгом.

 - Чтобы позвонить в колокол конкретное число раз, можно ударять по нему палочкой. Например, жезлом.

 - Проверьте, хорошо ли закреплен язычок. Они имеют свойство вылетать в самое не вовремя.



) O (